Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционную работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушениями зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.
Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).
Направления работы тифлопедагога:
1. Тифлопедагогическое обследование детей.
2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.
4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий
На основании полученных при обследовании детей данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения; имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут – в младшей и средней группах, 25 минут в старшей, и 30 минут – в подготовительной группе.
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, — подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.
Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:
1. Закрепление материала предыдущих занятий.
2. Преподнесение нового материала.
3. Физкультминутка.
4. Закрепление нового материала.
5. Заключительная часть.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:
1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие осязания и мелкой моторики;
— ориентировка в пространстве;
— социально-бытовая ориентировка.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, — формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.