Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционную работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушениями зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.

Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).

Направления работы тифлопедагога:

1. Тифлопедагогическое обследование детей.
2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.
4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий

На основании полученных при обследовании детей данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения; имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут – в младшей и средней группах, 25 минут в старшей, и 30 минут – в подготовительной группе.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, — подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1. Закрепление материала предыдущих занятий.
2. Преподнесение нового материала.
3. Физкультминутка.
4. Закрепление нового материала.
5. Заключительная часть.

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:
1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

— развитие зрительного восприятия;
— развитие осязания и мелкой моторики;
— ориентировка в пространстве;
— социально-бытовая ориентировка.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, — формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.

Конспект открытого занятия

Конспект коррекционно–развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения учителя–дефектолога (тифлопедагога) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 32 «Сказка» муниципального образования город-курорт Геленджик Л.Я. Чесноковой на тему: «Животные жарких стран».
Рекомендации тифлопедагога для родителей по развитию у детей мелкой моторики.
Мастер-класс учителя дефектолога Авдеевой Юлии Александровны для детей и родителей по развитию мелкой моторики с использованием различных видов штриховки.
Презентация «Развитие мелкой моторике у дошкольников с помощью фланелеграфа и цветных ниток». Подготовила: учитель-дефектолог Ю.А. Авдеева.